USD80,220
EUR90,380
Аналитика
Факты и цифры

«Если не точно да, значит, точно нет»: как удержаться от импульсивных покупок

В 2024 году 84% россиян покупали что-то хоть раз на маркетплейсах. И при этом 80% из них совершали покупки регулярно — два-три раза в месяц. Только на одежду и обувь отечественные покупатели потратили онлайн больше 1,9 трлн рублей.

Всего за 2024 год жители России потратили 9 трлн рублей на онлайн-покупки. Это равноценно тратам бюджета России на здравоохранение, образование, ЖКХ, культуру, охрану окружающей среды, СМИ, спорт и обслуживание госдолга совокупно.

Психологи называют это новой формой зависимости и ухода от тревожности. Власти пытаются ввести самозапрет на онлайн-покупки и ограничить работу маркетплейсов. Но эти попытки эксперты пока оценивают как малоэффективные. Подходящей альтернативы до сих пор не найдено.

Как вырваться из матрицы: советы для осознанных

Перепотребление — не ошибка, а закономерный итог общества, где «ты — то, что ты покупаешь». Напомним про килограмм пакетов в год, которые выбрасывает каждый год россиянин. Всего среднестатистический соотечественник выбрасывает за год до 312 кг мусора — из них перерабатывается только 13%.

Но есть и другой путь. Борьба с перепотреблением — не про аскезу, а про перезагрузку мышления. 

Стоит руководствоваться простым правилом: «Если не точно да, значит, точно нет».

Цифровой детокс — это первый шаг к осознанному потреблению. Современные приложения маркетплейсов и агрессивная реклама создают постоянный соблазн совершить ненужную покупку. Многие эксперты советуют отписаться от рекламных рассылок и удалить приложения маркетплейсов со своего телефона. По статистике, это помогает снизить количество импульсивных покупок на 40%.

Еще один совет — это правило 30 дней. Перед тем как купить какую-либо вещь, задайте себе вопрос: «Переживет ли эта вещь 30 стирок, переездов или апдейтов?» Например, если вы хотите купить модную футболку, подумайте, не потеряет ли она вид после нескольких стирок. Если ответ да, отложите покупку. Часто бывает так, что через 30 дней потребность в этой вещи отпадает сама собой, или найдется более качественный и долговечный аналог. Этот метод позволяет оценить реальную ценность вещи и избежать покупки некачественных товаров, которые быстро приходят в негодность.

Апсайклинг и ресейлинг — использование, продажа и покупка бывших в употреблении, восстановленных вещей, техники и других товаров — становятся все более популярными альтернативами традиционному шопингу.

67% россиян готовы покупать восстановленную технику, что свидетельствует о растущем интересе к экономии. Рынок ресейла растет на 15% в год, предлагая широкий выбор товаров по более доступным ценам. Покупка бывших в употреблении вещей — это не только экономия денег, но и вклад в сохранение ресурсов планеты. Вместо того чтобы выбрасывать старые вещи, им можно дать вторую жизнь, тем самым сокращая количество отходов и потребление новых материалов.

Главное, что стоит помнить:

Ваша ценность определяется не количеством лайков под фотографией новой куртки, а тем, сколько лесов останется для будущих поколений, для тех, кто будет ставить лайки вашим правнукам. 


Начало:

Перепотребление: от роскоши до апокалипсиса

Пандемия: новый мировой порядок перепотребления

Экологический счет: похмелье после веселья

Комментарии

Комментарии доступны только авторизованным пользователям.

Ваш комментарий будет первым