Пандемия: новый мировой порядок перепотребления

Инфекция COVID-19 стала неожиданным катализатором новой волны перепотребления, кардинально изменив привычки во всем мире. В условиях всеобщей неопределенности и локдаунов, когда привычные международные цепочки доставок и покупок оказались недоступны, менялись и способы решения.
- Логистика всему голова
- Туалетная бумага как маркер
- Доставка — дар и проклятье
- Потребительские предпочтения
Изменения произошли и на бытовом уровне — онлайн-платформы превратились не просто в альтернативу, но и в своего рода «терапевтические кабинеты», где люди искали утешение и способы справиться со стрессом. Закрытие магазинов, ограничения на передвижение и страх перед заражением заставили потребителей массово переходить в онлайн. Это привело к взрывному росту электронной коммерции и формированию новых паттернов потребления, а также начало подтачивать реальные сектора экономики.
Логистика всему голова
Когда в начале 2020 года мир столкнулся с пандемией коронавируса, мало кто мог предположить, что она не только изменит привычный уклад жизни, но и разрушит сложные механизмы глобальной логистики. Закрытие границ, карантинные меры и ограничения на передвижение грузовиков привели к тому, что время доставки товаров увеличилось в среднем на 15–30%, а стоимость морских перевозок подскочила на 20–40%. Особенно сильно ситуация обострилась из-за Китая, который временно приостановил работу заводов, что вызвало дефицит комплектующих и готовой продукции по всему миру — объем поставок из Поднебесной упал на 30–50%.
Авиаперевозки, которые раньше обеспечивали быструю доставку ценных грузов, подорожали в 2–3 раза, поскольку многие пассажирские рейсы, использовавшиеся для перевозки товаров, были отменены. В этих условиях компании начали искать альтернативные маршруты, такие как железнодорожные перевозки через Россию по Транссибу, чья доля между Европой и Азией выросла на 20%. Параллельно с этим сильно пострадала сама авиаотрасль, особенно в России, потеряв сотни миллиардов рублей. Виной тому — запрет на пассажирские полеты. Застрявших из-за ковида перевозили разными путями. Одна из ярких историй — эвакуация жителей России из Венесуэлы самолетом компании «Герофарм». Рейс осуществлял доставку лекарств за рубеж, а на обратном пути был задействован в качестве эвакуационного транспорта.
Чуть позже пассажирские авиакомпании пытались придумать, как сократить расходы, трансформируя лайнеры под перевозки грузов. Например, тот же Azur Air увеличил тоннаж перевозимых грузов в 17 раз.
Так, мир постепенно погрузился в новую реальность, где гибкость и устойчивость становятся ключевыми принципами доставки товаров.
Туалетная бумага как маркер
Одновременно пандемия изменила потребительский спрос: онлайн-покупки взлетели на 40–50%, особенно на товары первой необходимости, тогда как непродовольственные категории замерли, перегружая склады.
Все началось с массовой истерии по всему миру и попыток закупить про запас. Один из маркеров — это закупка туалетной бумагой. В марте 2020 года продажи туалетной бумаги в США выросли на 60% по сравнению с тем же месяцем предыдущего года. В каком-то смысле такая же история, только в более масштабном формате, произошла и в Европе. Например, в Италии, которая была одной из первых стран, пострадавших от пандемии, продажи туалетной бумаги увеличились на 140% в марте 2020 года по сравнению с предыдущим годом.
Мировые производители отмечали рост продаж на 700%. Подобная ситуация уже наблюдалась в 1973 году, когда в США наступил нефтяной кризис.
Доставка — дар и проклятье
Оборот онлайн-гипермаркета Perekrestok.ru за первые месяцы 2020 года достиг впечатляющей отметки в 2 млрд рублей. Этот показатель был равен половине годовой выручки компании за весь 2019 год, что наглядно демонстрирует масштабы изменений в потребительском поведении, вызванных пандемией.
К 2021 году общий объем онлайн-торговли в России вырос на 52%, что свидетельствует о долгосрочном характере этих изменений. При этом число заказов увеличилось в два раза, что говорит не только о росте среднего чека, но и о значительном увеличении числа покупателей, выбирающих онлайн-шопинг.
И далеко не последнюю, а скорее даже одну из ключевых ролей в этом росте сыграли курьеры и доставщики. В период самоизоляции прогулка до магазина превратилась в не самый приятный опыт. Особенно в разгар пандемии, когда людей пугали камерами и штрафами. Проще было вызвать доставку на дом и не париться. Паттерн закрепился.
Количество курьеров увеличилось и с тех пор продолжает только расти, что негативно влияет на экономику. При этом никто не знает, как это остановить.
Директор департамента развития внутренней торговли Минпромторга Никита Кузнецов заявил, что число курьеров и упаковщиков уже исчисляется миллионами, и в большинстве своем это «здоровые, физически сильные люди», которых так не хватает в других секторах экономики.
«Значительную часть потребителей (курьеры отучили — Прим. ред.) от банального навыка просто ходить по магазинам. Как может быть, что курьер получает в Москве 120–150 тысяч рублей? Не говоря уже о том, что это больше, чем зарплата университетского профессора»,
— задался вопросом чиновник.
К июню 2024 года процесс, запущенный в ковид, довел зарплату мигрантов, работающих курьерами, до уровня оплаты IT-специалистов. При этом в это же самое время дефицит инженерных кадров в России достиг 600 тыс. человек. Сообщалось, что рост зарплат инженерных специальностей на 16–24% в первом полугодии не позволяет российским предприятиям закрыть имеющиеся вакансии. Сектора реальной экономики трясет, заводы и производства просто не могут позволить себе такие зарплаты.
Потребительские предпочтения
Согласно исследованиям, около 70% потребителей отдавали предпочтение брендам, предлагающим бесконтактную доставку и «этичную» упаковку, что свидетельствует о возросшем внимании к вопросам безопасности и экологичности. Однако параллельно с этим наблюдался рост покупок импульсных товаров, таких как декоративные подушки и гаджеты. Объем подобного рода покупок увеличился на 30%, что может говорить о стремлении людей компенсировать негативные эмоции, вызванные изоляцией и неопределенностью, с помощью спонтанных приобретений. Перепотребление как оно есть.
Этот парадокс (с одной стороны, стремление к рациональному потреблению, а с другой — импульсивные покупки) объясняется психологическими факторами, вызванными пандемией. Страх перед экономическим кризисом заставлял людей скупать товары первой необходимости, такие как гречка и туалетная бумага, создавая искусственный дефицит. В то же время изоляция и ограничение социальных контактов приводили к желанию компенсировать одиночество и тоску с помощью новых кроссовок, подписок на стриминговые сервисы и других товаров, приносящих кратковременное удовольствие. Как отмечает аналитик Euromonitor, цифровизация потребления стала своего рода наркотиком — ты не чувствуешь, как тратишь деньги, пока не увидишь выписку из банка.
Читайте продолжение:
Экологический счет: похмелье после веселья
«Если не точно да, значит, точно нет»? Как удержаться от импульсивных покупок
Начало:
Комментарии
Комментарии доступны только авторизованным пользователям.
Ваш комментарий будет первым