USD81,050,08
EUR93,930,49
Финтех в мире

Зачем банкам нужен ИИ

Исследовательская компания Market Research Future подсчитала, что в 2024 году банки потратили на машинное обучение почти 5,5 млрд долларов. Искусственный интеллект (ИИ) решает многие задачи — от помощи в чатах поддержки до прогноза курсов валют. Например, ИИ за несколько минут решает — одобрять кредит бизнесу или нет. Раньше на это уходила пара недель. Ежегодно доля искусственного интеллекта в финтехе только растет. В статье разберем, как ИИ помогает банкам и их клиентам и что ожидает банковскую сферу в будущем.

Внедрение ИИ: выгодно банкам, удобно клиентам

Искусственный интеллект уже применяется для выполнения ряда операций, помогая банкам экономить время и деньги.

Взаимодействует с клиентами

Если у пользователя банковского приложения возникает вопрос или проблема, то сначала ее решают ИИ-помощники системы поддержки. Искусственный интеллект помогает в чатах и по телефону, решая простые задачи, где не требуется помощь специалиста банка. Сотрудники кол-центра подключаются к сложным вопросам, которые алгоритмы ИИ еще не научились решать.

Персонализирует предложения

Банки предлагают продукты и услуги, которые заинтересуют клиентов. Для этого они изучают, как люди обычно тратят и зарабатывают деньги, проверяют их кредитную историю. В этом им помогает искусственный интеллект, который использует большие объемы данных, машинное обучение и специальные инструменты для анализа. Например, ИИ может посоветовать лучший вариант кредита или депозита, помочь выбрать карту с выгодной скидкой или бонусом, а также предложить другие финансовые решения, которые помогут клиенту лучше управлять своими деньгами.

Автоматизирует задачи

Искусственному интеллекту можно доверить рутинные задачи, которые он выполнит в разы быстрее, чем человек. Сейчас ИИ заполняет документы, внося в них данные клиентов из паспорта, сверяет реквизиты в платежных документах. У обычного человека на каждую такую операцию уходит несколько минут. ИИ за несколько секунд распознает более 70 реквизитов со сканов.

Таким образом, ИИ освобождает сотрудников от скучной, рутинной работы, исключает человеческий фактор в некоторых операциях. Например, даже у опытного сотрудника за весь день может «замылиться» глаз после проверки десятков документов, и он не увидит простую ошибку или опечатку. Искусственный интеллект не устает и не ошибается.

Кроме перечисленных задач, ИИ также проводит скоринг клиентов, оценивая их платежеспособность, помогает банкам анализировать местоположение для открытия новых офисов и изучает риски.

Каковы плюсы для клиентов банков?

Экономия времени и комфорт

Во-первых, часть запросов обрабатывается быстрее. Всего пару мгновений — и искусственный интеллект изучит вашу заявку, направит в банк или пришлет отчет по ней. Больше не нужно ждать, пока обращение дойдет до специалиста банка и будет им обработано. Например, в Т-банке консультация по телефону сократилась на 40 секунд.

Во-вторых, не нужно тратить время на визит в офис и ожидание в очереди. Половину запросов можно уладить через удаленные сервисы с помощью ИИ, прямо из дома.

К тому же есть люди, которые испытывают дискомфорт при личном общении со специалистом банка или в телефонных разговорах. Бот в приложении позволяет решить вопрос без участия других людей.

Безопасность

Клиенты — лакомый кусочек для мошенников. Последние воруют их данные из банков и деньги, что негативно отражается на репутации финансовых организаций. Искусственный интеллект анализирует поведение пользователей, одобряет легитимные транзакции и блокирует подозрительные, либо запрашивает дополнительные данные для их проведения.

Прогнозы на будущее

Очевидно, что искусственный интеллект в финтехе будет только развиваться, трансформируя подходы к безопасности банков и клиентов, взаимодействию с пользователем и эффективности операций. Выделим несколько направлений:

  • ИИ будет бороться с финансовыми преступлениями и отмыванием денег. Анализируя транзакции и данные клиентов и компаний, искусственный интеллект уже сейчас способен выявлять подозрительные операции и поддельные документы. Пока он работает с перебоями, но в будущем количество ошибок будет снижаться.
  • Нейросети изучают финансовые рынки, анализируют сложные закономерности, сигналы. В будущем они начнут делать это лучше, инвесторы и трейдеры смогут принимать более правильные решения.
  • Клиенты банков смогут пользоваться помощью финансового ассистента. На основе их демографических, финансовых данных и интересов ИИ будет давать советы по управлению бюджетом, выбору подходящего кредита, карты или другого банковского продукта.

«Генеративный ИИ в некоторых банках — пока только дань моде или дополнительная возможность. Но я верю в эту технологию и в то, что через три года она будет как минимум конкурентным преимуществом, а как максимум — тем, без чего банк не сможет жить»,

— прокомментировал ситуацию с будущим ИИ генеральный директор компании VisionLabs Дмитрий Марков, выступая на октябрьском форуме «Финополис» в Сочи.

Бояться того, что ИИ вытеснит банковских рабочих, не стоит. Он снизит нагрузку на офисных сотрудников, специалистов кол-центров. Но вряд ли в ближайшие годы что-то грозит банкирам, работающим в офисах.

Искусственный интеллект в банках выполняет рутинные задачи, отвечает на запросы клиентов, анализирует рынки и риски, изучает поведение пользователей. ИИ за несколько секунд справляется с таким объемом работы, на который у рядового сотрудника ушли бы часы.

Директор департамента стратегического развития финансового рынка Центробанка Екатерина Лозгачева на сочинском форуме «Финополис» отметила, что 25% всех банков используют искусственный интеллект в бизнес-процессах. Это количество будет расти, поскольку в России высокая конкуренция между финансовыми организациями, их насчитывается более 300. Каждая из них борется за внимание клиента, а искусственный интеллект им в этом помогает.

Сейчас на внедрение и содержание ИИ уходит много денег, и полное обслуживание большинства своих процессов могут позволить только крупные участники рынка. Но в будущем искусственный интеллект, возможно, станет не инструментом, а основой банковской отрасли, которая изменит ее благодаря новым продуктам и возможностям.

Комментарии

Комментарии доступны только авторизованным пользователям.

Ваш комментарий будет первым